Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила
предновогодние утренники (для младших классов) и "дискотеки" (для
старших), непременной деталью этих действ были представления
приглашенных артистов - иногда профессиональных, из местного
драмтеатра, иногда любителей - мам, пап, учителей. И таким же
непременным был состав участников - Дед Мороз, Снегурочка, лесная
живность (белки, зайцы и т. д.), иногда - пираты, бременские музыканты
и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только
интерпретациях не представала она перед изумленной публикой - и
горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем - что-то
среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание
в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна
была лишь ее суть - как можно больше напакостить "добрым персонажам" -
не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень - список
не ограничен.
А
кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод
народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей?
Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа
нашего детства.
Славянская мифология
Баба-Яга
(Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской
мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным
хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души
почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает
древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с
Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками
славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней
порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице -
это бесспорные следы матриархата. Костяная нога была змеиным хвостом?
Особое
внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с
ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей
как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому,
уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих
преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной
природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может
быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего
бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов
так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений
о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом —
одноногий человек — хромой и т. п.).
В. Я. Пропп
отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно
мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское
„змея" не является исконным названием этого пресмыкающегося, а
возникло как табу по связи со словом „земля" —
„ползающая по земле"», — пишет О. А. Черепанова,
высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием
змеи могло быть яга.
Один из возможных отголосков давних
представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в
верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой)
или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить
всеведением и т. п.
Костяная нога - связь со смертью?
По
другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она
разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы
питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше
верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную
женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом
представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но
все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей
силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу,
который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как
граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена
частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках
Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная
нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она
принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее
почти безграничные возможности.
Сказки
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница
крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но
чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле,
или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются,
перехитрив Ягибишну.
И, наконец, Яга-дарительница
приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке,
дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например,
волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая
колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе
(то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает
ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы,
для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею
особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки,
черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в
которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга
предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она
ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание
всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В
одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир
кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом
важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга. Версия Владимира Даля
"ЯГА
или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род
ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во
лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе
едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами
выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за
человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти;
под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и
падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую
бабу".
"Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха
над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет,
пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и
в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния".
Баба-Яга у других народов
Бабу-ягу
(польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в
которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в
Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души
людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из
древнейших.
Этнографы установили ее связь с первобытным
обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых
отсталых народов мира (австралийцев).
Для посвящения в
полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой
тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в
глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина
— жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке
«пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего
«воскресения». Во всяком случае, они должны были
«умереть», побывать в потустороннем мире и
«воскреснуть».
Все вокруг нее дышит смертью и
ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами —
руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на
них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей,
особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами.
Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не
изобилия, а смерти (поминальная еда).
По белорусским поверьям,
Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется —
бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга —
могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны,
черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом,
вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь
нормальный человеческий облик.
Обитает Яга в глухом лесу или
подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь
идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в
словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) —
недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а
знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот
мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.
С
Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает,
связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый
герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет
черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на
Мать Мира.
Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи
или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в
ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка,
ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге
служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный
(солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С
помощью мертвой головы она повелевает дождем.
Яга — богиня общеиндоевропейская.
У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда
обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще
погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и
ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи —
чехи и словенцы.
Альтернативные варианты происхождения образа
В
древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных
над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями,
похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы
отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к
лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников
хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было
увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение
«Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам
с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь
навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить
помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто
пугали детей.
По другим сведениям Баба-Яга у некоторых
славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая
обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц,
которых затем кидали в огонь.